Графоманов на рею?: февраля 2013

воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Постапокалиптика: от толпы до коммунизма


Постапокалиптика: от толпы до коммунизма

Александр Николаевич Бирюков

В последнее время я замечаю одну штуку в литературе постапокалипсиса. Авторы - как начинающие, так и уже начавшие - описывают какое-либо устройство общества. Иногда доходят до самых фантастических форм, дабы создать максимум экзотики. Однако, придумывая форму организации общества, некоторые авторы либо не прорабатывают мотивы возникновения именно такой формы, либо не описывают их (хотя бы как-то кратко), из-за чего возникает ощущение искусственности, притянутости за уши этого строя. Полудикие группы людей у них подчиняются сложной идеологии и практикуют разделение властей. Однако мы знаем, что то или иное общественное устройство формируется не спонтанно. Нужны определённые предпосылки, которые должны быть правдоподобны (исходя из логики произведения), проработаны автором и объяснены читателю.

Апокалипсис. Всё рухнуло: нет государства, коммуникаций, транспорта, жилья, дорог, еды.

пятница, 1 февраля 2013 г.

Ошибки начинающих авторов

Ошибки начинающих авторов

Александр Николаевич Бирюков

Эссе написано по результатам анализа работ, присланных на сетевой конкурс, поэтому на исчерпывающую полноту не претендует. Однако полагаю, эта информация будет полезна для тех, кто видит себя писателем. 

1. Стремление к украшательству, вычурные тропы и фигуры, нагромождение эпитетов, причастий, наречий. Я заметил, что многие начинающие авторы, особенно девушки (живущие эмоциями) считают, что чем выспреннее, причудливее они напишут, чем больше кудрявых эпитетов нагромоздят, чем сильнее закрутят многословное описание, тем более  художественным, красивым будет текст. Это не так. Громоздкие описания как раз и не дают представить себе картину.
2. Сюда же примыкают крикливые, замысловатые тропы и фигуры, которые настолько отдалены от описываемого предмета или явления, что все ассоциации теряются. Чехов писал о таком: «Похож, как гвоздь на панихиду». Читаешь и распутываешь, словно клубок. Что же имел в виду автор? – думаешь ты ежесекундно. Может, это? Или это? Или вот это? Дорогие авторы, такой «невольный детектив» только утомит читателя. Пишите проще – не упрощённо, но просто – ясно, наглядно. Не пользуйтесь аллюзиями и ассоциациями, которые понятны только вам. Читатель не обязан копаться в закоулках ваших особенностей восприятия мира.
3. Частое употребление "возвышенных" абстрактных понятий вроде вечности, бесконечности, абсолюта, смысла жизни, богов, нирваны и т.п. Сюда же относятся неуместные "философские" отступления, состоящие из довольно банальных сентенций, афоризмов и всё тех же "возвышенных" слов. Некоторые начинающие авторы считают, что эти фазы, отступления и слова придают их повествованию особую глубину, философичность, значимость,