Графоманов на рею!: Издание книги за свои деньги: за и против, плюсы и минусы

четверг, 1 ноября 2012 г.

Издание книги за свои деньги: за и против, плюсы и минусы

Издание книги за свои деньги: за и против, плюсы и минусы

(старый вариант. Новый вариант здесь)

Александр Николаевич Бирюков

Написать это эссе меня заставил спор, который я наблюдаю среди авторов очень давно. Суть дискуссии проста: стоит ли издавать собственные книги за свой счёт или же этого не следует делать ни в коем случае? Обобщив свой опыт и мнения знакомых, я пришёл к следующим выводам:

Издавать книги за свой счёт имеет смысл в следующих случаях:

1.    Если у человека нет цели стать Писателем (с большой буквы). Он просто хочет порадовать своим творчеством друзей. Автор прекрасно понимает, что уровень его мастерства довольно низкий, а темы, которые он поднимает, интересны только его знакомым. Пример: отец одного из моих друзей издал маленьким тиражом свои воспоминания о собственной жизни в 50-80 годы XX века. Он знал, что вряд ли книга будет интересна тем, кто не знает его лично, однако последним воспоминания понравились, поскольку напрямую касались каждого из них.
2.    Формальная необходимость (изданная книга необходима  для защиты докторской диссертации, вступления в союз писателей и т.д.), если нет возможности, времени или желания связываться с издательствами, которые могли бы напечатать труд за свой счёт. Это особенно актуально для узкоспециализированных научных книг, написанных не академиками. Сюда же относится необходимость быстро и надёжно защитить авторские права на текст (см. статью «Писатель и авторское право: как защититься от плагиата?»).
3.    Нашёлся человек или организация, которые согласились стать спонсором. Согласитесь, это лучше, чем ничего, хотя хуже, чем большой тираж в известном издательстве.
4.    У автора есть прямой выход на целевую аудиторию книги и рынок сбыта (хозяин магазина, преподаватель, написавший книгу по программе, ведущий тренингов и т.п.), а также возможность широкой рекламы. Пример: преподаватель психологии написал научно-популярную книгу о различных видах дружбы, привязанности. Целевая аудитория – студенты-психологи – с большим интересом восприняли книгу, раскупили весь тираж и попросили писать ещё.
5.    Издание книги-визитки. Лучше всего подходит для научных, научно-популярных и публицистических книг, где автор пишет о своих открытиях, изобретениях, сферах интереса, общественно-политической позиции. Книгу-визитку при знакомстве дарят людям, с которыми автор хотел бы сотрудничать. Это избавляет его от необходимости впопыхах и на пальцах объяснять, чем он занимается, а новому знакомому автора позволяет прочитать труды в спокойной обстановке и разобраться в них.
6.    Автор – богатый человек, и сумма, потраченная на издание, не является для него сколь-нибудь значительной. Часто известные и богатые люди не только оплачивают тираж книг, но и пишут их оплаченные «автором» так называемые «литературные рабы» («литературные негры») .
7.    Если нет иного способа издать свой труд – этот пункт справедлив для диссидентской литературы, трудов, идущие вразрез с общественным мнением, книг, направленных против очень известных и влиятельных лиц (издательства просто могут побояться идти против последних), стихов, а также для экспериментальных текстов, так называемой «элитарной» литературы. Издатели зачастую весьма настороженно относятся к двум последним видам текстов, поскольку, выпадая из жанров, они запросто могут не окупить расходы на издание из-за собственной специфичности и малого количества читателей (небольшая целевая аудитория). Сборники стихов не публикуют из-за того, что их сейчас не покупают.
8.    Этот пункт не является в полной мере поводом издать книгу за свои деньги, однако я включил его сюда справедливости ради. В единичных случаях книги, которые были отвергнуты издательствами и изданы автором за свой счёт, «выстрелили», стали суперпопулярными и принесли автору известность. Во всех случаях это были талантливо написанные книги, затрагивающие актуальные общественно-политические вопросы, а также интересная и качественная научно-популярная литература, касающаяся темы, которая по каким-то причинам выпала из поля зрения авторов, но востребована читателями. Либо небанальное художественное произведение, которое внезапно пришлось «в тренд». Повторю ещё раз, что такие примеры крайне редки и надежда на то, что это ваш случай, равносильна надежде выкопать горшок с золотом, сажая картошку на огороде.

Во всех остальных случаях надо критически подойти к решению издать книгу за собственные деньги. Перечислю наиболее частые заблуждения авторов, публикующих книги за свой счёт:

1.    Это сделает меня издающимся писателем, а не графоманом, выкладывающим опусы в интернет. Формально – да, фактически – нет. Сейчас можно издать самый бездарный текст, были бы деньги. Сам факт того, что текст не выложен в интернете, а напечатан на бумаге, не делает автора издающимся писателем в полном смысле этого понятия. Чтобы им стать, книгу должны хоть сколь-нибудь широко знать (Родители и друзья не в счёт) и покупать.
2.    Наличие бумажной книги поможет мне «раскрутиться». Справедливо только для книги-визитки и /или если автор публичный человек, контактирующий с большим количеством людей, которые могли бы его заметить и заинтересоваться им. Во всех остальных случаях бумажная книга ничем не поможет автору. Кстати, раскрутиться в интернете гораздо проще, чем с помощью изданной небольшим тиражом книги. Например, Дмитрий Глуховский получил известность, именно выложив текст «Метро 2033» на свой сайт.
3.    Это единственный способ донести мой труд до читателя. Справедливо только для пункта 7 из предыдущего списка и для авторов, чей уровень литературных способностей слишком низок для полноценного издания. Хотя, и это исправимо образованием, практикой. Во всех остальных случаях у автора есть вполне реальный шанс увидеть собственную книгу на полках магазинов. Под собственной фамилией. И не надо слушать интернет-троллей, которые наводняют сайты нытьём на тему «опубликоваться невозможно!!!». Помните: дорогу осилит идущий.

Минусы издания книг за собственный счёт:

1.    Трата собственных денег без пользы и какой-либо возможности вернуть хотя бы их часть, причём качественно издать книгу весьма недёшево для подавляющего большинства россиян.
2.    Бытует мнение, что если автор издаёт книги на собственные деньги, значит, его не хотят публиковать серьёзные издательства, следовательно, он графоман, а его тексты весьма низкого качества. В этом расхожем мнении есть большая доля здравого смысла, хотя оно и не всегда отражает истинного положения дел, о чём сказано выше.
3.    Часто издание книг на свои деньги формирует у автора своеобразное психологическое состояние, которое негативно сказывается на человеке, его мастерстве, развитии и других аспектов творчества и писательской карьеры. Поясню суть этого состояния. Человек по какой-то причине решает не обращаться в издательства, публикующие авторов на гонорарной основе, а выпустить свой текст за собственный счёт. Причин такого решения может быть много: страх перед отказом редактора, боязнь плагиата, избегание общения с людьми (иногда довольно напряжённого) и т.д. Часто автор, ещё ни разу не направляя свои тексты в крупные издательства, начитавшись в интернете статей о том, как «начинающих нигде не опубликуют», «всё только по блату» и прочей чернухи (зачастую тенденциозной или откровенно манипулятивной), решает, что «всё равно там опубликоваться шансов нет». Он опускает руки и решает, что единственный возможный для него ход – публикация за собственные деньги. Да-да, он даже не пробует пробиться! Он уже заранее «знает», что «там всё по блату и шансов нет»!
Как бы то ни было, автор издаёт книгу за свой счёт. Без мучительных ожиданий ответа (отказа!), длительных и неприятных переговоров, отстаивания авторского стиля у редакторов и тому подобных ужасов. Заплатил деньги, подождал пару недель – и вот тебе твоя нетленка на бумаге! Не хуже, чем у мэтров!
Автор нашёл «тихую гавань» литературы, избежав всех неприятностей, связанных с продвижением своего творчества. И результат вроде бы тот же – бумажная книга.
Автор расслабляется. Он чувствует успокоенность и доволен результатом. Его миссия выполнена – книга написана и издана. Зачем трепать нервы, пытаясь пробиться в крупные издательства, повышать мастерство (после нескольких отказов), если можно комфортно издавать стоэкземплярные тиражи за свои деньги и точно так же, как и известные на всю страну авторы, называть себя издающимся писателем? Ведь формально это действительно так: издание было (и даже не одно, можно хоть 100 своих книг издать), все ББК и ISBN на месте, в Книжной палате зарегистрировано. Писатель? Писатель! Ерунда, что опусы прочитали лишь десять твоих знакомых, да и те только из вежливости, поскольку знания и умения автора в литературном мастерстве ограничены в лучшем случае школьными учебниками по литературе.
Результат – лень, пассивность, эскапизм, нежелание развиваться, повышать мастерство, продвигать своё творчество. Автор варится в собственном соку, сидит в тёпленьком болотце и доволен этим. Для человека такая ситуация означает гибель его как писателя.
4.    Налог с дохода, полученный с продажи книг, придётся платить самому, а неуплата его может стать причиной проблем с законом.

А каково ваше мнение об издании книг за свой счёт?

Изучая писательское мастерство, литературоведение, не забываем о четырёх главных правилах начинающего писателя.

68 комментариев:

  1. Начинающий автор1 ноября 2012 г., 22:51

    Спасибо, Александр Бирюков, за толковую и подробную статью. Очень доступно и просто объяснил, чего следует избегать и чего придерживаться. Сам задумывался об издании книги за свой счёт, но что-то внутри протестовало. Теперь вижу, что это "минус №2". Писатель - это тот, кого читают и знают, хотя бы ограниченное число поклонников, но уж точно не собственные папа и мама или несколько друзей)

    ОтветитьУдалить
  2. Прочитал. К чему все эти буквы? Если человек несет свои деньги в издательство, значит он самый настоящий графоман. его больше нигде не берут. И нечего спорить на пустом месте

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сомнительно. Причины моих сомнений в ваших словах я изложил в статье.

      Удалить
    2. Буквы к тому, что книгу могут не издавать, не потому что так уж плохо, а потому что - неформат. Сейчас рынок, печатают то, что укладывается в трэнд. Не укладывается - не напечатает никто. Сегодняшняя печатная литература по большей части - мусор. Жуткий нечитабельный стиль и отсутствие хоть какой-нибудь мысли. Вы скажите, что Глуховский или Панов - это литература? Это графоманство. Сейчас уже мало, кто покупает книги, издательства разоряются.

      Удалить
    3. Вы знаете, с последним утверждением полностью с Вами согласна, уважаемый Аноним.
      Издательства и сама книга в бумажном варианте переживают не лучшие свои времена по крайней мере на нашем рынке. Качественно изданная книга в твердом переплете с иллюстрациями стоит от 100 грн. (12 у.е.), в то время как электронная версия стоит в лучшем случае потраченного на её поиски времени в интернете. Электронные книги своим разнообразием сегодня могут удовлетворить любого, даже самого привередливого читателя.
      На европейском рынке ситуация немного лучше, там борьба за гонорар и за "бумажного" читателя ведется не на жизнь, а на смерть. У нас же практически вошло в привычку ждать, пока фильм появится на торрентах, песня вконтакте на странице друга, а книга в fb2 формате и все это можно скачать бесплатно.

      Удалить
  3. А где статья о защите авторскиз прав? не нашел на сайте

    ОтветитьУдалить
  4. Васисуалий1 ноября 2012 г., 23:16

    Автору респект! Так грамотно разложил по полочкам весьма сложную и противоречивую инфу! Заколебавшись читать на разных сайтах противоположное, я уже отчаялся найти взвешенную позицию. И тут на тебе. Статья. Большое спасибо. Помогли мне упорядочить мысли.

    ОтветитьУдалить
  5. Действительно, в наше время есть два противоположных взгляда: 1) книги ни в коем случае не надо издавать за свои деньги, ибо это признак графомании; 2) книги надо издавать только за свои деньги, так как других путей нет. Первой точки зрения придерживаются многие писатели, особенно издающиеся за счёт издательств, вторая свойственна мелким издателям, которые таким способом убеждают авторов сотрудничать с ними и не пытаться выйти на более высокий уровень. А в статье хорошо показано, что в ряде случаев издание книги на свои деньги может быть не только оправданным, но и полезным. Особенно важен, как мне кажется, пункт 2, а именно подтверждение авторских прав на текст. Касательно пункта 8 вспоминается роман пятнадцатилетнего Кристофера Паолини "Эрагон", который издали на свои деньги его родители и который стал бестселлером, получив премию Мировых рекордов Гиннесса. Но этот пункт ввиду низких шансов на успех можно рекомендовать разве что людям, которые соответствуют также пункту 6. Тратить последние деньги в погоне за сомнительным успехом – не лучший способ распорядиться финансами.
    Я бы ещё сказал, что в ряде случаев издание книг за свои деньги просто даёт возможность автору потешить своё ЧСВ, показывая друзьям книгу и гордо указывая в визитке "писатель" (бумажная книга традиционно считается чем-то большим, нежели публикации в интернете). При этом главное для автора именно слово «писатель», а не уровень литературного мастерства и реальные достижения на поприще литературы.
    Минусы издания книг за свой счёт более очевидны, чем плюсы, однако забывать про них нельзя: увлекшись книгоизданием за собственные деньги, можно на нём и остановиться. Впрочем, для любого человека, который решил добиться чего-то серьёзного в писательстве, ясно: ТОЛЬКО за свои деньги нельзя добиться реальных успехов.
    Кстати, думаю, что интернет-тролли, утверждающие «опубликоваться невозможно!!!» частенько являются представителями мелких издательств либо интернет-сайтов, предлагающих публикации за деньги. Об этом я упоминал в своей статье о причинах пессимизма.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насчёт защиты авторского права и издания книги - почитай статью "Писатель и авторское право - как избежать плагиата". Там объяснено, почему бумажная книга с ISBN является, фактически, единственным способом защитить авторское право. Ели человеку это нужно сделать быстро и он не раскрученный автор, которого опубликуют в любом издательстве, то издание минимального тиража за свой счёт - очень дельная вещь.

      Насчёт потешить своё ЧСВ - это точно. В провинции (да и в столицах тоже) полно авторов, которые пишут прозу/стихи уже лет 20-30-40 и публикуются только на свои (по причине того, что их не станут публиковать бесплатно). Эти люди свысока смотрят на тех, у кого писательский стаж и количество изданных книг (именно эти два параметра) меньше, чем у них. Они почтенные старички и старушки, пользуются уважением как ветераны производства, что даёт им возможность получать также похвалу и за творчество. Иногда даже бывает такое, что завод (институт, колхоз) издаёт сборник стихов /рассказов этого человека к семидесятилетнему юбилею уважаемого сотрудника. И вот некоторые из таких авторов заносятся и считают, что их солидный трудовой путь в качестве наладчика, завхоза или учителя физкультуры, а главное - пара десятков малотиражных книг - даёт им право считать себя мэтрами литературы. Другие даже трудового пути не имеют - только десяток сборников стихов сомнительного качества.

      Насчёт инет-троллей, льющих чернуху, что нельзя издаться, то я думаю, тут две категории: люди, которые делают это с выгодой для себя (о чём ты написал) и те, кто вследствие своего низкого уровня был отвергнут издательствами.

      Удалить
    2. Два ничтожества нашли друг друга... как печально...

      Удалить
    3. Андрей Кузнецов6 ноября 2012 г., 11:02

      Елена, по-моему, Сергей написал умный комментарий к статье, а Александр дал умный ответ. Вы думаете, что, оскорбив Сергея и Александра, стали выше них? Это не так. Вы только выставляете себя на посмешище. Пока я не увидел от вас никакого конструктива. Оскорблять легче всего, на это не надо ни ума, ни фантазии. Может быть, вы дадите ссылки на свои статьи, по которым можно было бы оценить ваш талант?

      Удалить
    4. Кстати, во многих провинциальных городах в принципе нет издательств, где можно было бы опубликовать книгу бесплатно. Любой каприз, как говорится...

      Удалить
  6. Статья откровенно плохая. Автор опять пустился в рассуждения, которые либо всем известны, либо никому не нужны. Советую автору занаться общественно-полезным производительным трудом, а не писать статейки, в теме которых совершенно не ориентируешься.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это уже которая по счёту статья, где вы гадите, совершенно не говоря ничего по сути статьи? Пятая? Шестая?

      Удалить
  7. Я никогда не буду выпускать книгу за свой счёт, потому что - это не уверенно и затратно. Поэтому тем, кто платит за свои книги, прошу удалиться.
    Почитав все минусы своего издания, мне стало страшно, как писателю. Ведь эти люди не писатели, а так: шаляй-валяй, видали, какой я крутой?
    Автор статьи правильно, на мой взгляд, описал, благодарю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рядовому человеку есть смысл издать книгу на свои деньги только с одной целью: быстрая и необременительная защита авторских прав (при условии наличия денег). Любая другая цель изданием книги за свой счёт достигнута не будет, а вот подсесть на такой механизм издания проще простого.

      Удалить
    2. Ря-до-во-му, а мы про настоящих писателей.
      Не думаю, что можно на это подсечь, вдруг книга людям не понравится и что он будет делать? Правильно - забросит это дело. А если наоборот, то он скорее издателям покажет новые творения и вполне возможно примут, ан нет, опять забросит. Другие варианты у меня есть, но они вряд ли осуществиться большинством.
      А насчёт истинных графоманов - флаг им в руки, посмотрим, что будет.

      Удалить
    3. Так в том-то и дело, что на свои деньги чаще всего издаются 2 типа писателей:
      1. Графоманы, которых кроме знакомых никто не читает. Им по барабану, понравится книга большинству или нет. Они пишут и издают, пишут и издают. Плохо ли? Я знаю таких, которые по десятку сборников стихов/рассказов/повестей/романов за свои деньги издавали.
      2. Новички, которым ещё нужно пробиться. Это не значит, что они графоманы, просто чтобы получить известность (чтобы твою рукопись брали из-за фамилии-бренда), нужно потратить много времени. А авторское право, например, надо защитить уже сейчас.

      Удалить
    4. В принципе, так всё и происходит, но нужно помнить, что за писательство, писатель не должен платить.

      Удалить
  8. Статья интересная и нужная,многие этого не знают и не хотят знать,ввиду ограниченности кругозора.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно. Поэтому и ведут бесплодные споры.

      Удалить
  9. Огромное спасибо, Александр, за эту статью! Что и говорить, уже готовилась печатать за свои кровные(( Грешна, каюсь)) Как-то поднялась самооценка после прочитанного)) Буду пытаться издаться по настоящему))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. За свои кровные-то не криминал, если вам это действительно необходимо (случаи, когда это необходимо, см. в статье). Лично для меня это защита авторских прав либо ситуация, когда есть покупатели, желающие раскупить весь тираж как минимум по себестоимости.
      Если проблема защиты прав не стоит, а покупателей нет и не предвидится, то лучше, конечно, искать издателя, который опубликовал бы ваш текст на гонорарной основе.

      Удалить
    2. только что вспомнил. Ещё к литературе, которую не публикуют на гонорарной основе, относятся стихи. Их обычно тоже приходится издавать на свои либо публиковать по одному где-то в журналах, газетах, сборниках.

      Удалить
    3. Автор просто ничтожество, пустое место, обиженный женщинами, обществом. Низкопробный критикан с манией величия. Мария, не слушайте его и не воспринимайте в серьез. Найдите лучше более компетентный источник, чем бложик этого зануды.

      Удалить
    4. Елена, а что делаете Вы в "бложнике этого зануды"?

      Удалить
    5. Я? теплется надежда образумить... наверно, тщетно. такого упертого болвана вряд ли переделаешь.

      Удалить
    6. Андрей Кузнецов6 ноября 2012 г., 10:58

      Елена, зря вы так. Я давно знаю Александра как очень хорошего, умного и разносторонне развитого человека. Если вы на него из-за чего-то обиделись, выясните отношения в личном разговоре, а не выплёскивайте свой негатив на публику. Пока я ничего не заметил от вас, кроме яда, желчи и необоснованных оскорблений.

      Удалить
  10. Андрей,а это вовсе и не Елена или Кира,(фото нет,да и не может быть,этого человека не существует!),возможно,конечно,что это просто никчемный человек,обиженный жизнью,поливающий грязью любого человека.

    ОтветитьУдалить
  11. До прочтения статьи был категорически против издания за деньги. Теперь вижу, что есть моменты, когда лучше раскошелиться. Но, как правильно говорит автор, нельзя на это подсаживаться. Изданное за свой счёт вызывает успокоенность и создаёт иллюзию успеха. А это не так.

    ОтветитьУдалить
  12. есть причина, по которой человек печатает книгу за собственный счет - это низкие гонорары издательства, иногда выгоднее вложить свои кровные, чтобы получить максимум прибыли, чем обогощать издательства. есть одна девушка, которая именно так и делает, причем небольшие тиражи раскупаются весь быстро. однако если необходима корректура/редактура, то издательство может пригодиться. и не всегда издательство за свой счет является графоманией.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Именно этот случай я описал в пункте 4 списка, когда издание за свой счёт оправдано. Я знаю нескольких человек, которые самостоятельно издают и продают небольшие тиражи своих книг. Издадут 100 экз - продадут (довольно быстро - книги качественные). Потом ещё издадут. Суммарные тиражи каждой книги (научно-популярная литература!) порой доходят до нескольких тысяч - в одном только городе (не Москва)! - что неплохо даже для больших издательств и известных авторов.
      Причина проста - люди просто не хотят лишней волокиты с крупными издательствами. У них есть качественные книги, рынок сбыта, сарафанное радио в качестве рекламы - и всё ОК.
      "не всегда издательство за свой счет является графоманией." --- полностью согласен. Если у человека в одном областном городе купили тысячу экземпляров книги - можно ли его считать графоманом? С таким же успехом можно считать графоманом любого российского автора - количество проданных экземпляров каждой их книги в этом городе не превышает тысячи. Мало того, даже редко когда и далеко не у всех подходит к этой цифре.

      Удалить
  13. Здравствуйте! Я тоже один раз по совету друзей издала книжку за свои деньги, и тысячу раз прокляла себя, что их послушалась. В нашем маленьком городке у авторов книги в магазины не принимают, надо сдавать их в книготорговые базы. Областной центр далеко, где искать там эти базы? А еще надо вернуться домой до темноты (ехать 4 часа). Вот хочу издать свои сказки, но второй раз наступать на те же грабли вовсе не хочется. А сказки у меня хорошие, сказали специалисты. По моей сказке поставлен кукольный спектакль, уже есть сценарий для мультфильма, а издать не могу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если нет реального рынка сбыта и возможности сделать себе и своему тексту хоть какую-то рекламу, то издавать за свои деньги с целью получить прибыль нет смысла. Не продадите, весь тираж останется у вас.
      Если сказки хорошие, советую вам разослать заявки в издательства, занимающиеся детской литературой.

      Удалить
  14. Спасибо за ответ. Мой однокурсник в Питере тоже стал детским писателем (у нас техническое образование) и издателем. Ему нравятся мои сказки, но мое имя никому не известно, поэтому он не хочет меня издавать. А крупные издательства обычно не отвечают на запросы. Когда звонишь им, они отвечают то же самое: - Мы лучше тысячу раз выпустим муху-цокотуху, чем неизвестного писателя.
    А дети моих друзей читают до дыр мои сказки, напечатанные с компьютера.

    ОтветитьУдалить
  15. Может подскажите сервис, по продаже бумажных книг, если я готов за свои деньги ее напечатать и у меня есть рекламная площадка. Но проблема в том, что я нахожусь в Украине, а книгу хочу продавать в России, но отправлять из Украины в Россию накладно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, никогда не занимался продажей книг в интернете, поэтому не знаю этих механизмов

      Удалить
    2. Артем, попробуйте print-on-demand (Lulu, Prostobook, Pubmix и др.). При таком способе издания книги продаются по всему миру, не надо печатать и хранить большой тираж. Сама издаюсь так. По-моему, очень удобно.

      Удалить
    3. У перечисленных издательств цены на книги катастрофически высоки. Никто не станет покупать обыкновенную книжку 8 а.л. в БЦ-обложке за 80 евро. Эти издательства в основном зарабатывают на выкупе автором нескольких экземпляров собственных книг.
      На западе печать по требованию распространена очень широко, и книги стоят дешевле, чем изданные большим тиражом одномоментно, но в России эта технология пока в зачаточном состоянии, а зарубеждные русскоязычные издательства зарабатывают способом, который я описал выше. Может быть, и есть издательства, которые печатают книги по требованию за 100-150 рублей, но я о таких не слышал. Знаете - просветите, возьму на заметку, чтобы рекомендовать начинающим.

      Удалить
    4. А вот, кстати, и пример. Где-то недельки три назад связалось со мной http://www.lulu.com/spotlight/altaspera
      Предложили опубликовать бесплатно и заплатить 10% с каждого проданного экземпляра. Самое любопытное - нашли мои старые файлы на samlib.ru - что говорит, издатели там все еще ищут новые дарования). Отдал ради эксперимента одну из давно изданных книжек, поставили в издательский план. Что будет дальше - время покажет.

      Удалить
  16. Спасибо огромное за статью, все разложено буквально по полочкам. Одно время тоже думала об издании книги за свой счет, тем более, что вы сказали, что стихотворения не за свой счет не издадут. Но потом поняла, что в интернете их прочитает гораздо больше человек, чем если я издам их небольшим тиражом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если ваша цель - чтобы стихи прочитали как можно больше людей, то лучше всего для этого подойдёт интернет.

      Удалить
  17. Здравствуйте! Многое взял на заметку, особенно стыжусь своей малограмотности. Но попасть в тепленькое болотце можно в любой момент, так же как развиваться и делать стоящее дело без широкой известности, по крайней мере в это необходимо верить.

    ОтветитьУдалить
  18. А ещё, кстати, издание книги за свой счёт - возможность получить своё произведение именно в том виде, в каком хочется автору. С авторским названием, авторской аннотацией и адекватной обложкой (последнее особенно ценно).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, да. Это я упустил из виду. Общаясь с некоторыми авторами, узнал, что в коммерческих издательствах приходилось здорово изменять текст, и на выходе получалось совсем не то, что задумывал автор. В этом случае изданные за свой счёт пара сотен экземпляров очень пригодилась бы.

      Удалить
    2. В отношении аннотаций у меня все наоборот. Терпеть не могу их писать, в грамотных издательствах этим занимаются специальные люди, но в наших издательствах на этих специалистах зачастую экономят, а я не умею подавать свою книгу в нужном, "покупательном", свете. Тем не менее приходится мучиться.

      Удалить
    3. Да, для этого нужно уметь сформулировать так, чтобы зацепило. Нужен некий рекламный талант. У меня иногда получается сделать нормально, иногда даже успешно, а иногда плоховато выходит.

      Удалить
  19. Если принести свою уже готовую книгу в издательство, то в каком электронном формате это надо делать? Есть универсальный стандарт или их несколько?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чаще всего на сайтах издательств есть требования для рукописей и указаны электронные адреса, куда слать. Если нет требований, то можно позвонить и уточнить. Формат обычный - вордовский файл.

      Удалить
    2. Исходник держите в ворде или опен-офисе, а в издательство-типографию сдавать надо пдф. Но это уже когда всё сложено и поправлено.

      Удалить
  20. Сейчас очень часто требуют деньги за издание, даже если произведение весьма неплохое. Потом уже, если был успех, вторую книгу издательство может издать и за свой счет, но в первый раз, особенно молодому и неизвестному широкой публике автору, чаще всего приходится платить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Далеко не всегда. Вернее, этот выбор стоит сразу: либо ты несёшь рукопись туда, где издают за счёт автора, и тогда никаких вопросов нет. Либо отсылаешь в коммерческое издательство, и там либо публикуют за деньги издательства, либо не берут вообще.

      Удалить
  21. Анонимный25 июня 2013 г., 13:22

    Здравствуйте!
    Скажите пожалуйста, можно ли где-то найти список компаний, оказывающих услуги самопубликации? Или знаете ли Вы те компании, чьим услугам можно доверять?
    Очень хотелось бы издать свою книгу, но как начинаю искать информацию в интернете, попадаю на множество разных сайтов...Не знаю, какие надуют, а каким верить можно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Издательств и типографий, которые публикуют книги за деньги автора, пруд пруди. В каждом небольшом городке найдётся 1-2 таких типографии, а в областных центрах их десятки.
      Только почему бы не обратиться в издательства, которые издают книги за собственные деньги и платят автору гонорар?

      Удалить
    2. Если вас так сильно волнует данная тема, почему бы вам не спросить у кого-нибудь на улице, в реальности? Чего вы жаждете добиться этими статьями, в которых написано то, что много по сто раз уже писали до вас?

      Удалить
  22. Да, всё это так и не так.
    Вот некоторые моменты:
    - Вы забываете про читателя, который не присоединён к интернету. Да, пенсионеры и проч.
    - Вы почти не касаетесь неформата, а это огромный и, бывает оч. интересный пласт. Мне, например, это интереснее, чем формат, который царит на рынке.
    - Бумажные книги действительно! нечто другое (можно даже сказать, бОльшее), нежели то, что даёт экран. Изменение литературы неоднозначно, интересно и крайне малоизучено.
    - Вы забываете об самоиздании некоторого материала, накопленного по итогам "этапа жизни" и т.п. Это обычно некая смесь, которая трудно поддаётся сортировке и почти не поддаётся втискиванию в формат. И нет ничего плохого, если сын или дочь папе или маме к №0-летию подарят его! книгу, изданную небольшим тиражом. Или папа-мама издадутся сами.

    В общем, жизнь, как обычно шире рынка.


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И что тут противоречит моей статье?

      "Вы забываете про читателя, который не присоединён к интернету." ------ не забываю. Но каким образом он связан с темой статьи?

      - "Вы почти не касаетесь неформата" ----- как раз касаюсь. Если автор нераскрученный, а тем более новичок, то издать неформат за деньги издательства для него практически нереально. Для никому не известного автора не станут открывать новую серию. Никто не станет рисковать собственными деньгами, издавая неформат, который не лезет ни в одну из существующих серий. Исключения очень редки, практически единичны.

      - "Бумажные книги действительно! нечто другое" ----- не понял, к чему это. В статье именно бумажные книги и обсуждаются.

      - "Вы забываете об самоиздании некоторого материала, накопленного по итогам "этапа жизни" ---- нет, не забываю. Это пункт 1 статьи. Читайте внимательнее.

      - "И нет ничего плохого..." ----- повторю ещё раз - читайте внимательнее статью. Я хотя бы один раз сказал, что в этом есть что-то плохое?

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  23. Большое спасибо за ваш блог, Александр.
    Ищу себя в жизни. Есть подозрения, что у меня к писательской деятельности... Ну не талант, но предрасположенность. Прочел все ваши статьи и уверен, что полученная информация мне очень поможет.

    ОтветитьУдалить
  24. Интересн, если я за свой счёт издам свою сказку "Дракон острова Кенгуру" 3 тыс.экз., раскупят ли её?

    АЛЕКСАНДР ГРЭЙ-БИРКИН

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если вы знаете, кому и как продавать (есть рынок сбыта), то раскупят. Если просто наудачу - то, скорее всего, нет.

      Удалить
  25. В статье не уделено внимание такому новомодному веянию как "печать по предзаказу" или как-то так. При которой книги печатают поштучно. Зачастую это наиболее дешевый способ получения номера. Хотелось бы узнать об этом больше.
    А помимо прочего, хотелось бы отметить, что сейчас большинство изданий работающих на гонорарной основе, банально не принимают рукописи от новых авторов. Поэтому вы можете быть хоть сто раз гениальным писателем, но НЕТ и все. А ситуация осложняется нашей российской действительность и механизмами рускоязычного рынка литературы.
    А так, действительно, сейчас печатают тонны однотипного "форматного" мусора. Найти чего почитать, большая проблема. Уровень катастрофически упал. Но это проблема не только литературы, но и культуры в целом. Вспомните, когда вы в последний раз видели действительно стоящий фильм в кинотеатре?

    ОтветитьУдалить
  26. я раньше публиковала мои произведения в Pubmix. Сейчас они этим не занимаются (т.е. не выставляют книги в интернет-магазины). Недавно я прошла отборочный тур в участии "Наследие 2015" и буду опубликована в Альманахе. Теперь хочу попробовать издать свои книги в обычном издательстве, но бесплатно.
    ЗЫ: Автор правильно написал: именно интернет-издательства пишут о том, что"невозможно издаться бесплатно", и только "в их интернет-издательстве у авторов есть шанс стать знаменитым".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть ещё один способ издать книгу, если нет собственных средств, а сотрудничать с издательством нет желания. Сейчас в России активно развивается краудфандинг, по другому ещё называют народное финансирование. Смысл в том, что автор презентует свою книгу перед широкой аудиторией через специальные платформы, в России самые крупные это Boomstarter и Planeta, здесь же обозначается сумма которая требуется для издания книги и вознаграждения, которые люди получат, поддержав проект. В нашем случае лучшее вознаграждение это книга из первого издания с автографом и благодарностью автора. Таким образом можно заранее узнать как люди относятся к вашему творчеству, готовы ли голосовать за него рублём. Если есть вопросы по краудфандингу, можете задать их мне на личную почту, сам являюсь сотрудником Boomstarter и с радостью просто проконсультирую вас. tonybot@mail.ru

      Удалить
  27. Вы абсолютно правы. Я думаю, что без толку что-то делать в нашей стране, так как за рубежом все гораздо проще, потому что там действительно можно издаться за свой счет и не за такие большие деньги, как у нас. Тем более права писателей там уважают и есть закон, в отличие от наших. У нас есть авторское право только на музыку, а книги словно ересь какая-то. Не нужно книгам авторское право))) Стать писателем там прибыльно, у нас - сплошные убытки. Поэтому не знаю, стоит ли издаваться, т.к. цены запрашивают немеренные, мол если у автора есть деньги он должен платить и 50 тыс. р. и 60 тыс.?! Слов нет.
    К слову, я выложила свое произведение на Проза.ру, Самиздат, но толку никакого. Там только сидят авторы, а читателей там мало. И если читают, то не комментируют. Тем более, если смотреть, сколько читают, то читателей в России мало, за рубежом же больше, и я это говорю не потому что вижу рейтинги зарубежных книг, а потому что в интернете много читают. К примеру - я выложила свою книгу на английском языке на Мовеллас - 17500 читателей за 4 месяца с даты опубликования. Русская версия - 1500 читателей. Чувствуете разницу? Это просто статистика. Хотите проверить? Вот мой аккаунт - http://www.movellas.com/ru/user/olgagoa
    Хотелось бы узнать, что Вы можете посоветовать, чтобы продвинуть книгу? Я продвигаю ее и на твиттере, и на фейсбуке, но на английском. Кстати минусы есть и в интернете, т.к. в интернет тоже не так много заходит людей и читает. Многие ищут книги в магазинах.
    Будьте добры, если сможете, ответьте на комментарий.
    С уважением, Ольга.

    ОтветитьУдалить